Truck News 21-09-2016, 18:56
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го! Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой.

Первые шаги

К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата. Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года.

Явление народу

Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода…

Запоздалая смена

Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс — 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го — ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

Личное знакомство

Мне и самому довелось пообщаться со 130-м ЗИЛом, еще будучи учеником автошколы. Для обучения категории С в парке было два грузовика [b ЗИЛ: 4331[/b] и 431410. Мне достался второй. С тех пор прошло без малого двенадцать лет, но воспоминания об управлении ЗИЛом свежи до сих пор. Двигатель запускался легко и работал очень ровно. Говорят, что у правильно настроенного мотора компрессор должно быть слышно лучше самого мотора. Это было как раз про учю машину — двигатель шелестел еле заметно. Интересно, что ЗИЛ-4331, который был на пятнадцать лет моложе, оказался в куда худшем состоянии. Со второй передачи 130-й трогался очень легко и разгонялся весьма уверенно. Обратная связь и быстрота реакций на руле, которые мы оцениваем во время сравнительных тестов, — не про этот автомобиль. Для ЗИЛа главное, чтобы руль крутился легко. Единственное, что вызывало дискомфорт в тесном потоке на улицах Москвы, — так это скверная обзорность. Все-таки капот и передние крылья были высокими. Но до сих пор я вспоминаю ту машину с теплотой.

По материалам журнала "За рулем" www.zr.ru

ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
Вернуться назад
Просмотров: 281
Опубликовал: upiter
  • +1
Подпишись на нашу группу
Всего комментариев: 0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Последние комментарии

    
  • Написал(а): upiter
  • 
  • Написал(а): Canonir
  • 
  • Написал(а): Canonir
  • 
  • Написал(а): ROCK-N-ROLL
  • 
  • Написал(а): ROCK-N-ROLL
  • 
  • Написал(а): ROCK-N-ROLL
  • 
  • Написал(а): Dima777
  • 
  • Написал(а): ALFman
  • 
  • Написал(а): ALFman
    В новости: КрАЗ 255 – 260 [ETS2]
  • 
  • Написал(а): ALFman
Copyright © GrandMods
Чат сайта
Написалvadimrf
15:01:58
upiter, Привет! Огромный добрый день! Всем!
Написалupiter
12:05:55
Всем доброго дня!
Написалupiter
14 января 2017
С Наступившим 2017 годом! Товарищи!
Написалwkedoffw
14 января 2017
Доброго утречка! С наступившим Новым Годом!
НаписалALFman
13 января 2017
smile-09 Есть страна где Новый Год два раза в Год,,,)) C НОВЫМ ГОДОМ ! и во второй раз,Хороших дорог ,и невредных дураков в новом году,как Емеля ))) Я уже чуток smile-53
Написалsivckovsanya
13 января 2017
Всем Доброго Утра!
smile-05
НаписалRevanik
10 января 2017
В блоге вышло длс "Мишлен".
Написалvadimrf
10 января 2017
Всем привет! С наступившими праздниками Вас друзья, счастья всем Вам вашим семьям, здоровья и благополучия! Пусть этот год будет нас с вами радовать только качественными играми, дополнениями и конечно же МОДАМИ!!!!!! smile-23
Написалupiter
9 января 2017
ALFman, ну да, не стоит портить нервы. Больше позитива)))
НаписалALFman
9 января 2017
Dima 777.чем лоб расшибать ,лучше поставь скин мода на грязь выше грузовика smile-03 smile-04

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Водилы онлайн
Пользователей: 1
Скрытых: 0
Гостей: 30
Всего: 31

Яндекс, Google, Gibraltar01

Онлайн список
Именинников: 1

izasac (32)
Сайт сегодня посетили:
Gibraltar01, upiter, DJKR, cepkoc, sivckovsanya, vadimrf, HawK_284, samen, ALFman,
Опрос сайта

 

Оцените наш портал!